Ноябрь
Пн   2 9 16 23 30
Вт   3 10 17 24  
Ср   4 11 18 25  
Чт   5 12 19 26  
Пт   6 13 20 27  
Сб   7 14 21 28  
Вс 1 8 15 22 29  








Побьет ли 'Спартак' рекорд 'Алании'? Итоги посещаемости матчей РФПЛ

11 019 - ГЛАВНАЯ ЦИФРА

11 019 зрителей - такова средняя аудитория матчей чемпионата России. Больше, к примеру, чем в Турции (8 621) или Польше (9 203), но меньше, чем в Голландии (18 907) или Франции (20 303). Вполне сопоставимо с Бельгией (11 022) или Португалией (11 391).

Общая тенденция последних лет сохранилась, средняя аудитория уже почти 20 лет находится в пределах 10−13 тысяч.

Без повода для оптимизма: резюме осенней части сезона Премьер-лиги

Впрочем, в этот раз были и факторы, которые усугубили ситуацию с посещаемостью, главный из которых - ранняя зима в средней полосе России. Наверное, это единственный форс-мажор, на который можно было пенять после первой части сезона. В остальном - никаких неприятных инцидентов. Шутка ли, единственный перенос в другой город домашнего матча был у «Томи» против «Локомотива» - игра состоялась в Черкизово, и почитателей железнодорожников собралось даже больше (5218 зрителей), чем могло быть в этот день на стадионе в Томске.

В сравнении с прошлым сезоном команды можно разделить на три группы. «СЭ» рассказывает о каждой из этих групп, вся статистика - по данным РФПЛ.

ПОСЕЩАЕМОСТЬ УПАЛА

Терек - 14 561 зритель (16 251 зрителей в прошлом сезоне).

Ростов - 10 100 зрителей (13 334 зрителя в прошлом сезоне).

Рубин - 9 713 зрителей (11 871 зритель в прошлом сезоне).

Анжи - 8 513 зрителей (9 977 зрителей в прошлом сезоне).

Кр. Советов - 6 496 зрителей (11 595 зрителей в прошлом сезоне).

Амкар - 6 586 зрителей (8 059 зрителей в прошлом сезоне).

Несмотря на кажущуюся схожесть ситуации, причины регресса посещаемости у каждой из команд, на мой взгляд, разные.

У «Терека» после открытия нового стадиона посещаемость не только не растет, а падает. Почти каждый сезон отнимает у средней посещаемости грозненцев тысячу-другую в сравнении с предыдущим.

У «Ростова» прошлый, во многом исторический для донского клуба, сезон вызвал настоящий футбольный бум в городе, и повторить результат - как в турнирной таблице, так и по посещаемости, очень сложно.

К тому же, что вероятно, часть публики, не на постоянной основе посещающая игры «Ростова», в выборе между отечественным чемпионатом и Лигой чемпионов голосовала за «Баварию» и «Атлетико». Что ж, будем надеяться, что как только в Ростове откроется современная арена, болельщики порадуют аншлагами.

А вот в столице Татарстана даже возвращение на «Казань Арену» не может остановить снижение интереса к клубу. Возможно, весенние матчи с ЦСКА и «Зенитом» хоть как-то смогут исправить ситуацию.

В Махачкале же, вероятно, болельщики продолжают скучать по недавним временам, когда махачкалинцы претендовали на самые высокие места. Падение посещаемости продолжается, и пока непонятно, что может эту тенденцию остановить.

Самый посещаемый клуб средины нулевых - «Крылья Советов» - испытывает серьезные проблемы. Несколько набранных очков в последних встречах позволили уйти из зоны вылета, но пока интерес публики даже ниже той отметки, которая была у самарцев в ФНЛ. Падение же в сравнении с прошлым сезоном почти двукратное. А ведь в Самаре строят новый стадион к ЧМ-2018….

У «Амкара» же, думается, что-то может измениться в лучшую сторону уже в этом сезоне. Весной пермяки, очень неплохо проведшие осеннюю часть чемпионата, дома встречаются с традиционно популярными в России командами - «Спартаком», «Зенитом», ЦСКА. Есть все шансы уйти из списка упавших хотя бы в сторону «оставшихся на том же уровне».

Шамиль Газизов: Заслуга Гончаренко в успехах «Уфы» неоценима

ПОСЕЩАЕМОСТЬ ОСТАЛАСЬ НА ТОМ ЖЕ УРОВНЕ (+/- 1000 ЗРИТЕЛЕЙ)

Зенит - 17 506 зрителей (16 813 зрителей в прошлом сезоне).

Арсенал - 10 331 зритель (10 753 зрителя в сезоне-2014/15).

Локомотив - 9 151 зритель (9 815 зрителей в прошлом сезоне).

Урал - 6 312 зрителей (5 553 зрителя в прошлом сезоне).

Уфа - 6 257 зрителей (7 059 зрителей в прошлом сезоне).

Оренбург - 5 261 зритель (впервые в премьер-лиге).

Томь - 5 006 зрителей (5 420 зрителей в сезоне-2013/14).

«Зенит» с точки зрения посещаемости - один из самых стабильных клубов России последнего десятилетия. Цифры варьируются в пределах 16−22 тысяч и зависят порой не от интереса к клубу, а от величины зон безопасности. Впрочем, «Зенит» может существенно подрасти по цифрам, если весной проведет один или несколько матчей на новой арене на Крестовском острове.

У «Арсенала» для сравнения взят единственный, за исключением нынешнего, сезон в премьер-лиге. Стоит напомнить, что два матча того первенства «Арсенал» провел на нейтральном поле, а потому отсутствие прогресса в чемпионате, где «оружейники» проводят все матчи в Туле, огорчает.

Новое руководство «Локомотива» декларировало одной из главных целей возвращение на трибуны болельщиков. И работа, надо признать, ведется достаточно активно. Однако это нивелируется не самым, мягко говоря, высоким спортивным результатом. Десятая строчка в турнирной таблице - совсем не то место, о котором мечтали железнодорожники после возвращения Юрия Семина.

Не стоит обращать пристального внимания и на некоторый прогресс «Урала». С большинством топовых команд екатеринбуржцы уже сыграли, и вряд ли по окончании сезона будет зафиксирован хоть какой-то рост аудитории. Впрочем, Екатеринбург - один из городов, принимающих чемпионат мира 2018 года. А значит, положительные изменения после завершения строительства стадиона будут. Надолго или нет - покажет время.

Посещаемость у «Оренбурга» не самая высокая, но, учитывая небольшие размеры стадиона (7500 зрителей), заполняемость составляет 70 процентов! Серьезный уровень для отечественного первенства.

ПОСЕЩАЕМОСТЬ ВЫРОСЛА

Спартак - 30 158 зрителей (25 179 зрителей в прошлом сезоне).

Краснодар - 13 818 зрителей (10 939 зрителей в прошлом сезоне).

ЦСКА - 11 200 зрителей (9 591 зритель в прошлом сезоне).

Преображение «Спартака» после прихода Массимо Карреры понятным образом сказалось и на наполняемости «Открытие Арены». Худшим матчем по посещаемости стала игра против «Крыльев» после еврокубкового провала с АЕК - тогда на трибунах собралось «лишь» 17 449 зрителей. В остальном интерес оставался на вполне европейском уровне - меньше 20 тысяч на домашние игры красно-белых не приходило.

Не оправдывает ожиданий? Сколько «Спартак» зарабатывает на собственном стадионе

У «Спартака» прекрасные шансы побить свой клубный рекорд в чемпионатах России, который пришелся на 2009 год и составляет 23 520 человек. Если же красно-белые будут сохранять шансы на победу в чемпионате до последних туров, то появляется возможность превзойти результат «Спартака-Алании» сезона-1995, когда средняя аудитория во Владикавказе составляла 35 046 зрителей.

Если рост посещаемости девятикратных чемпионов России связан с изменением результата клуба, то увеличение домашней аудитории ЦСКА и «Краснодара» объясняется, прежде всего, открытием новых современных арен. Особенно хорошо заметно это на примере южан - если в начале сезона на старенькой «Кубани» «быки» собирали меньше восьми тысяч, то посещаемость после переезда выросла в два с половиной раза. При этом «в запасе» у подопечных Галицкого в весенней части чемпионата - игры с ЦСКА и «Спартаком».

У армейцев рост аудитории хоть и имеет место быть, но пока его масштабы уступают ожиданиям руководства клуба. Время для исправления ситуации есть - домашние матчи весной против «Зенита» и «Спартака» могут серьезно поменять как турнирное положение красно-синих, так и цифры средней аудитории.

ТЕНДЕНЦИИ

После перехода на «осень-весна» посещаемость весенней части в сравнении с осенней теряет около 5−10 процентов. Преимущество первого этапа достигается, прежде всего, за счет стартового отрезка, когда болельщики всех без исключения клубов идут на стадион с новыми надеждами.

А потому улучшение прошлогоднего результата ставится под серьезную угрозу (11 019 сейчас против 11 046 в сезоне-2015/16). И это не тот случай, когда «стабильность - признак мастерства», потому что, во-первых, уже в этом сезоне РФПЛ располагает несколькими суперсовременными аренами, ситуация с инфраструктурой существенно выправилась, во-вторых, впереди ЧМ-2018, который автоматически является драйвером интереса к игре.

Совершенно не хочется, чтобы на красавцах-стадионах через несколько лет мы увидели картину с матчей «Торпедо », когда те принимали своих соперников в «Лужниках».